А
вот был случай. Двигатель 1S
пришел с такой неисправностью: «Не
заводится. Нет искры». По словам клиента (…ох,
говорила мне моя бабушка, не верь ты никому,
сам все проверяй!) машина ехала нормально,
потом просто заглохла.
Проверяем «исходники», то есть что и как
должно быть при ключе зажигания в
положении
ON
–
OFF.
Электронная система не
самодиагностируется. В чем причина? Тем
более «интересное получается»: при полностью
выключенном зажигании на приборном табло
горят две лампочки – "BAT" и "CHECK". Пришлось
достать и разобрать
ECU.
Проверить, посмотреть… Естественно, как
будет работать
ECU,
если у него «нет минуса». Идем по проводам.
На данном двигателе из жгута под стартером
выходит 4 провода, цвет (странно) был их не
коричневым, как обычно на
Toyota,
а белые с фиолетовыми полосками. Это – «масса».
И куда она, как вы думаете, была прикручена?
Догадаться трудно, а сделать просто – куда
ближе прикрутить, на «+» стартера вместе с
основным «плюсовым» проводом.
А рядом в «теле»
блока есть отверстие под болт на 14. После
восстановления контакта «массы» система
стала самодиагностироваться (код 4, но это
уже другая история), появилась искра… Не
знаю, что хотел «из-под меня клиент» со
своим заявлением о том, что «машина
заглохла на дороге», - как она «могла
поехать» вообще? Просто еще раз
убеждаешься: выслушать клиента надо, потом
«отложить выслушанное в сторонку» и
действовать по своей методике. При регулировке зажигания на машинах с
электронным впрыском топлива инструкция
требует при этом перемыкать
соответствующие контакты на
диагностическом разъеме. Для чего это
делается? И надо ли делать? При замыкании данных контактов
ECU
автоматически убирает регулируемое им
опережение зажигания. И далее, при
установке нужного угла опережения
зажигания при
помощи стробоскопа мы устанавливаем
ПРАВИЛЬНЫЙ угол. Потом, когда перемычка
убирается и зажигание проверяется снова.
Если угол был выставлен на 10 градусов, он
стал, например- 15 градусов, то есть система
опережения зажигания сработала. Если
зажигание осталось на тех же 10 градусах, то
система опережения НЕ
РАБОТАЕТ. И, наверное, надо разбираться с
датчиком
TPS,
проводкой или самим
ECU. …Если
при повороте ключа зажигания в положение «Пуск»
под капотом раздается хорошо слышимый
щелчок и панель приборов после этого
гаснет – обратите внимание на клеммы
АКБ, вполне возможно, что они сильно
окислены и просто-напросто «не пропускают
ток необходимой силы». Есть два способа
очистки клемм: механический, ну это
понятно, и «ленивый», когда на клеммы надо
полить кипятком и окисел уйдет вместе с
водой. Вторая
причина данного щелчка – сильнейшая
разрядка АКБ. Третья – износ или окисление контактов «втягивающего
реле».
«Плавают
обороты» - у нас данная неисправность «попалась»
на этом двигателе, однако она может
присутствовать и на других машинах, надо
только правильно «определиться» с
диагностикой неисправности.
Дело
обстояло таким образом: пришла в ремонт
машина, на ней «плавают обороты». Причем «плавают»
довольно интересно: секунд 15-20
двигатель работает устойчиво, а потом
секунд на 5 двигатель обороты снижает и
снова обороты нормальные.
Первый
раз эту неисправность мы искали в течение
целого дня. Было проверено все, что только
можно проверить. Как говорится: «уже и
осциллограф закипел…».
А
потом, совершенно случайно обратили
внимание на такую довольно странную
закономерность: Во
время снижения оборотов - напряжение
основного питания на блоке управления
на
величину от 0.5 до 0.8 вольт. Что
можно предположить? Наверное, только одно:
что «кто-то или что-то "отбирает
напряжение». Потребителей множество,
искать и не переискать. Но вслед за этим
вопросом возник и второй: а почему такая
цикличность, от чего она зависит? Дело в
том, что периоды нормальной работы
двигателя и периоды неустойчивой работы
совпадали секунда в секунду.
Зададимся
вопросом: что в машине может работать
циклично или наоборот – « не работать
циклично»? Не
буду вас томить описанием наших поисков,
скажу сразу – «вышли»
мы на…обыкновенный выключатель
стеклоподъемника левой передней двери. Он
с виду вроде был нормальный, но оказался
заклинившим. Почему он так работал? Наверное,
потому, что в заклинившем состоянии
периодически срабатывал биметаллический
выключатель, мотор стеклоподъемника «забирал
на себя» довольно-таки приличный ток,
напряжение в бортсети и на «мозгах» падало… Остальное
было простым делом. Разобрали выключатель,
почистили и нанесли густую смазку на
контакты, собрали. Все стало работать
нормально. Так
что: « не каждое плавание оборотов зависит
от впускной или топливной системы». KVP (Владимир Кучер), город Южно-Сахалинск.
|